post — 10:22 — post

Мир Прекрасной Дамы. с 22 сентября 2011 г.

“Пленники красоты”   На картинах Резниченко зрителю открывается полный символов гармоничный и самодостаточный мир. Его обитатели обращены лицом к зрителю, но в то же время отрешены от смотрящего, погрузившись в свои неизвестные нам думы. Это может быть играющая и заслушавшаяся собственной музыкой пианистка, спящая полуобнаженная красавица или застывшая под летящим самолетом дама. Одухотворенное выражение лиц и прикрытые веки говорят о том, что героини застыли не в созерцании мира вокруг них, а в неповторимом, длящемся здесь и сейчас эмоциональном переживании. Название же выставки подсказывает зрителю причины их зачарованности.

Несложно заметить, что в составляющих экспозицию работах Резниченко (их около 50) преобладают женщины. Даже там, где им сопутствуют мужчины, у художника обнаруживается перестановка гендерных акцентов: «сильным полом» оказываются дамы — они острее и точнее чувствуют состояние этого мира. Но о героинях Резниченко, по его собственному признанию, правильнее говорить в единственном числе. Это переходящий из работы в работу, предстающий в разных ипостасях собирательный образ Прекрасной Дамы, причастной к чему высшему и отрешенной от мирской суеты. Она - центр этого мира, а все остальные окружающие ее предметы, будь то диван, кусочек арбуза или лодка, в которой героиня плывет, по верному замечанию искусствоведа Татьяны Шехтер, образуют по отношению к ней своего рода «защитный кокон».

Созданию этого идеального мира предшествовал сложный жизненный и творческий путь художника. Николай родился в Саратове в 1958-м. Рано пробудившийся интерес к живописи привел его в художественную школу. Здесь создаются первые работы, которые сам Резниченко не считает серьезными, называя их «вымученными»: у молодого дарования тогда еще не выработался свой стиль, и ему приходится испытать немало творческих мук в поисках собственной техники. Как всякая творческая личность, молодой Николай напряженно искал себя в разных сферах. Движимый романтикой дальнего плавания, он отправился в Керчь, где окончил навигационное училище, потом изучал архитектуру в Краснодаре, недолгое время реставрировал иконы, технику писания которых быстро освоил. Отсюда, кстати, объемность его картин и одухотворенные «иконописные» лики героев. Со временем Николай понимает, что его призвание — живопись и посвящает себя полностью именно этому занятию.

От абстракции к символизму

Первая его выставка состоялась в Карелии в 1986-м. В том же году Резниченко перезжает в Санкт-Петербург, позже вступает в ассоциацию независимых художников. В ранних его работах доминирует абстракция, но постепенно Николай приходит к сюжетно-символической композиции: она становится отличительной особенностью его стиля. Резниченко работает вдохновенно и может писать одновременно несколько картин в разных жанрах. Мотивы же и сюжеты работ, как признается сам автор, ему подсказывает реальность: «Это может быть услышанная на улице фраза, человеческое лицо или строчка из песни». Так, из хита Пугачевой «Настоящий полковник» он заимствовал образ одинокой дамы и иронично обыграл его. Вместо буфетчицы Резниченко изобразил грустную женщину из тира, ожидающую стрелка, который, наконец, метко поразит ее сердце. Вообще ирония, исполненная любви к своим героям, сквозит во многих работах Николая. Так, образу официанта он придал черты «маленького человека», буквально придавленного блюдом с гордо восседающим на нем, но уже поджаренным фазаном.

Сегодня творчество Николая востребовано во многих странах, по которым постоянно странствуют его работы. Особенно любят картины Резниченко в Англии. В Санкт-Петербурге же он давно стал почетным представителем местного арт-сообщества. Самого художника трудно застать на месте: он или погружен в работу, или находится в творческой поездке. Но в Самаре его картины и сам он появились в аккурат перед выставкой в Сан-Франциско благодаря давнему (с 2003 года) сотрудничеству «Вавилона» с искусствоведом Юлией Балыбиной. Она отобрала работы, продумала концепцию, придумала для выставки оригинальное название. Ее задумку с радостью поддержала арт-директор Алла Шахматова.

«Я считаю, что в эту галерею приходят только красивые люди, - призналась она на открытии. - У них есть не только внешняя, но и духовная красота. Таковы и работы Николая. Они настолько глубоки, поэтичны, трогательны, что я вижу в некоторых из них отражение себя и многих других людей».

Открытие прошло под джазовое сопровождение и песни в исполнении эстрадной певицы Юлии Денисовой. Пока она услаждала слух одних гостей, другие общались с приветливым художником, который охотно рассказывал всем любопытствующим о своей жизни и творчестве. Георгий ПОРТНОВ.

—————–

– Впервые мы встретились с Николаем Резниченко в маленькой студии на Манежной. Он писал серию картин которые в последствии стали обложками CD классической музыки. Сделано им все было изящно, выразительно. Общий язык с художником мы нашли необыкновенно быстро. Для меня Николай – художник ни на кого не похожий. Тот, кто ищет в нем фотографическое жизнеподобие, будет разочарован. Он никогда не был сухим регистратором быта и литературщиной не грешил, умел добиваться сочетания живописи с сюжетностью. Он всегда стремился создать точный образ , находил нужные средства для передачи характеров и обстоятельств. Зная Николая Резниченко с1993 года, я всегда с радостью встречал его картины на выставках. Его искусство удивительно современно и связано с действительностью. Посмотрите, какой у него тончайший колорит, а какой он виртуозный рисовальщик. Убежден, что он один из крупных художников нашего времени! Художник    Слава Коммисаров  20 мая 2007 г.

—————-


Арт-галерея “Гильдия мастеров”, Санкт-Петербург, Невский пр., 82

с 6 мая по 6 июня 2005 г.

Имя Николая Резниченко известно знатокам и любителям искусства нашего города. Николай родился в Саратове в 1958 году. Его первым образованием было художественная школа, затем он окончил навигационное училище в Керчи и еще какое-то время изучал архитектуру в Краснодаре. Однако основным видом его деятельности стала живопись.Первая выставка произведений Николая Резниченко состоялась в Карелии в 1986 году. В том же году он переехал в Петербург, вступил в ассоциацию независимых художников и сегодня является одним из наиболее популярных и востребованных авторов. В ранний период в творчестве Резниченко преобладали абстрактные картины, но уже в этих полотнах явно просматривается движение к своего рода “событийной завершенности”, к драматической насыщенности полотна, когда плотно выстроенная цветовая поверхность, строго организованная ритмическая структура и динамическое развитие целого как бы утаивают в себе сюжет, скрывая драму человеческой судьбы. В 1994 году сюжетно-символическая композиция становится основным жанром автора. Психологическая тонкость героев Резниченко, их обособленность от окружающей действительности, плавность силуэтов в сочетании с изысканной ломкостью рисунка сообщают образам автора поэтическую многозначность и эмоциональную глубину. Символическая загадочность цветных фонов и простота сюжетов образуют тематико-смысловой сплав, в котором высвечивается умение художника видеть человека и мир в их пластическом единстве, когда каждый жест или поступок персонажа отзывается в мировом пространстве, обогащая и изменяя его. Способность почувствовать и переживать интимную связь человека и мироздания - наиболее сильная черта дарования Николая Резниченко, обуславливающая все характеризующие его особенности. Пространство, в котором пребывают персонажи художника, воспринимаются как их пластическое обрамление, как плотная и податливая среда, поглощающая даль и образующая живописный “защитный кокон”, оберегающий героя, предотвращающий любую попытку проникнуть на его территорию. Это особый , отделенный от реальной действительности мир, наполненный лунным светом, вечерним покоем или мерцанием утренней прохлады. Он существует где-то между мечтой и реальностью, сном и бодрствованием, условностью стилизованной формы и реальным объемом, охраняя хрупкость населяющих его людей. Отрешенность и пронзительная откровенность, забвение и обретения себя и друг друга формируют духовно-эмоциональный мир героев художника. Как правило, в работах Резниченко отчетливо выявляется доминирующий пластический мотив или значимая деталь, которые становятся концентрированным выражением эстетической идеи и эмоционального состояния картины. Это может быть куском арбуза, профиль запрокинутого лица, графический узор скатерти, бильярдный шар, яблоко на столе и т.п. Острый рисунок, естественность гиперболизированных жестов, вдохновенность и непроницаемость лиц, которые точнее было бы назвать ликами, вызывают в памяти образы Шагала и Модильяни, а плавность ритмической организации - образы прерафаэлитов. Сильная линия с характерным угловатым росчерком, гибкая пластика поз, силуэтная согласованность сюжетного и пейзажного планов, смелое совмещение ракурсов в композиции определяют творческий почерк автора. Одаренность художника проявляется в глубинном соответствии новаторского поиска и традиционности, в концентрированности замысла и одухотворенной наполненности композиции. Творчество Николая Резниченко развивается в контексте современной художественной культуры, но чрезвычайно важным представляется другой аспект его искусства - умение сохранить неразрывную связь с метафизической  традицией русской живописи, воспринимающей человека как персонаж Вечности. Татьяна ШЕХТЕР искусствовед, доктор философских наук.

———————-

Neva News, April-May 2005
Nikholai Reznichenko:

lava-flow under stony surfaces
By Alex Steel
Based on the artistic criticism of Tatyana Shehter

Master’s Guild, one of the oldest galleries in St Petersburg, is presenting the personal exhibition of Nikholai Reznichenko from May 6th to June 6th.The name of Reznichenkois well-known not only among Russian art-experts but also abroad. Successful exhibitions of his works have been held in the best galleries of Russia, England, Belgium, Holland, and Germany as well as other countries.The artist has gone through a difficult creative evolution. During the last few years he has been working in the genre of plot-symbolic composition. The ability to feel and live the intimate link between man and the universe is the strongest feature of his talent. Sharp drawing, the naturalness of the exaggerated gestures, inspirational and impenetrable faces resemble the images of Shagal and Modigliani. The evenness of rhythmical organisation of his canvases reminds one of the works of pre-Rafaelists.Following in the footsteps of Chinese emperors, Nikholai Reznichenko has proclaimed the principle of minimalism to be the method of his artistic work. The notion only begins to explain the manner of his art. Reznichenko’s technique starts with creating a multi-coloured sketch, which is sometimes so adjusted, that it could become an independent abstract painting. This is where the ingenious picture emerges. Hiding under the coloured layers, the sketch still resembles its original form, extending through the slots in paint, just like lava appears through a stony surface. Details vanish in praise of texture. Objects and backgrounds are created in the same way, real shapes that have been swallowed up by abstract layers.Nikholai Reznichenko was born in 1958 in the Saratov region, USSR. After graduating from Art College, Nikolai entered the Nautical College in Kerch. He also studied art architecture in Krasnodar. From 1982 Nikholai lived in Karelia, the northwest region of Russia, where he was involved in construction work. His first exhibition took place in 1986 in Karelia. In the same year, Nikholai moved to St. Petersburg . Since 1989, Reznichenko has been a member of the Association of Free Artists.The deep accordance of innovative search and traditionalism reveals his talent. The artist maintains and develops the tradition of metaphysical interpretation of man as a character of the Eternity. Reznichenko’s pictures with their spiritually permeating composition, naturally move towards laconicism. Chaos disappears and peace of mind remains.

Художники Санкт-Петербурга
8 сентября - 4 октября 2003

———————

По случаю 300-летней годовщины Санкт-Петербурга, являющегося культурной Меккой России, Hay Hill Gallery представляет выставку работ пяти петербургских художников: Евгения Щербаня, Владимира Кожевникова, Николая Резниченко, Олега Теняева и Алексея Кирьянова.Основной темой живописных работ Евгения Щербаня являются морские пейзажи и шхуны. Эта страсть зародилась в художнике в 1996 году, когда Евгений сделал набросок небольшого парусного судна, увиденного на регате Катти Сарк. Живопись Щербаня объединяет в себе академические традиции и некоторую незавершенность, которая заставляет зрителя домысливать, дорисовывать в своем воображении незаконченные участки картины. Много работ Евгения Щербаня находятся в частных коллекциях в Скандинавских странах.Владимир Кожевников более 20 лет участвует в реставрации интерьеров и фресок церквей и храмов в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, монастырей Валаама, Кижей, в Поволжье и на Севере, но немало внимания уделяет и монументально-декоративному искусству. Свою живопись Кожевников определяет как «экспрессивный импрессионизм». Сила, энергия, полнота цвета и жизни – вот что характеризует художника и его картины. Владимир Кожевников участвовал во многих выставках в России, Великобритании, Франции и Швеции; его работы выставлены в российских музеях, включая Русский музей в Санкт-Петербурге, а также украшают здание Конгресса в США и парижский Центр Помпиду. В живописи Николая Резниченко угадывается влияние русской иконописной традиции, так как художник долгое время занимался реставрацией икон. В то же самое время Николай Резниченко является внимательным исследователем русского авангарда. Резниченко принимал участие в выставках в России и за ее пределами, а его работы находятся во многих частных коллекциях в России, Германии, Великобритании и США.Олег Теняев является приверженцем традиционности в искусстве. Он верит, что самые удивительные вещи в жизни - это Природа и живущий с ней в гармонии Человек. Другими словами, Теняев видит мир таким, каким он был сотворен Создателем. Художник не боится быть традиционным – академическая грамота видится ему алфавитом; в его картинах угадывается влияние русских живописцев недавнего прошлого: Валентина Серова, Константина Коровина, Исаака Левитана. Работы Олега Теняева находятся в частных коллекциях в России, Италии и США. Большинство персонажей Алексея Кирьянова – это плуты и лицедеи, под колпаком которых таится странная и горькая мудрость. По сути дела, Кирьянов пишет одного героя, который, переносясь из одного обстоятельства, из одной эпохи – в другие, сам меняется вместе с ними. Но он всегда один в меняющемся мире, нищету и суету которого приемлет с печальной и всепрощающей иронией.

InfoCentre, No.15(27), 1 августа 2003 г., No.16(28), 15 августа 2003 г.


#1

Николая я знаю более 20 лет,прекраснейший мастер тонкой души - в мире станковой и монументальной живописи!Хороший Муж и Отец: Человек доброй души,отзывчивый друг!… Друг и коллега Хафиз

CHafiz CHamdamov, 18 мая 2009 - 09:09
You should have a name, right? 
Your email address, I promised I won't tell it на anyone. 
If you have a web site or blog, you can type the URL right here. 
This is where you type your comments. 
Запомнить контактную информацию.